Jump to content
Реклама

Как защитить и монетизировать объекты промышленного дизайна


Recommended Posts

Трудности лицензирования, слабая защита интеллектуальных прав на произведения и низкая конкурентоспособность стали главными проблемами сферы промышленного дизайна в России. Промышленный дизайн включает в себя множество видов объектов — от домашней утвари до высокотехнологичных изделий, при создании которых могут быть использованы элементы произведений искусства, инновационные решения и маркетинговые ходы. Интеллектуальные права на объекты промышленного дизайна могут быть защищены патентами на изобретение, полезную модель или промышленный образец. 

/wp-content/uploads/2021/07/ux-store-jJT2r2n7lYA-unsplash-1024x683.jpg

12,8% от объема всего европейского рынка промышленного дизайна приходится на российские компании и правообладателей. По данным Союза дизайнеров России, в отечественной индустрии работает более 1,2 млн человек — почти 2% экономически активного населения страны. Реальная емкость рынка промдизайна России составляет 900 млрд рублей, а потенциальная емкость оценивается в 1,2 трлн рублей. Для сравнения — рынок промдизайна в Китае оценивается в $509 млрд, или примерно 36,89 трлн рублей.

Защита интеллектуальных прав на дизайн — «вишенка на торте» всей индустрии. Монетизация дизайнерских произведений напрямую зависит от уровня защиты интеллектуальных прав. К охраняемым объектам относятся произведения, результаты творческой деятельности в сфере науки и искусства, изобретения, модели, промышленные образцы. По сути, это может быть любой предмет, сделанный дизайнером, вне зависимости от достоинства и назначения. Но когда дело касается патентоспособности объекта промдизайна, он должен отвечать требованиям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня.

Наиболее популярная форма охраны в области промышленного дизайна — регистрация произведения в качестве промышленного образца, которая охраняет внешний вид изделия. Другими словами, это рисунок или другой графический объект, защищенный авторским правом. Но дизайнерское произведение может быть также защищено патентным правом и быть зарегистрировано в качестве объемного товарного знака. Для получения патента промышленный образец должен отвечать критериям новизны (то есть решение внешнего вида объекта ранее было неизвестно) и оригинальности (творческая значимость произведения). Объемные товарные знаки часто становятся предметами споров между игроками рынка.

По словам руководителя направления «Интеллектуальная собственность» ЦИС «Сколково», патентного поверенного РФ Дженнет Абдураимовой, Роспатент ужесточил требования в отношении объектов промышленного дизайна, регистрируемых в качестве товарных знаков:

«Только через суд нам удается защитить права на форму изделия. Приведу два интересных судебных кейса. Больше 20 лет назад был зарегистрирован объемный товарный знак в виде насоса. Уже сейчас мы отстояли правовую охрану, но споры о том, нужно ли защищать объемную форму, ведутся до сих пор. Второй кейс о том, как мебельная компания судилась со своим конкурентом, который стал изготавливать аналогичные подлокотники и ножки на диванах и креслах. Исковые требования сводились к тому, что были нарушены авторские права. Только после двух лет судебной тяжбы экспертиза установила, что в этих ножках и подлокотниках есть творческий вклад. А до того суды спрашивали у истца: почему вы не запатентовали эти ножки и подлокотники в качестве промышленного образца? Соответственно, если у вас нет патента, вы никак не защищены даже с точки зрения авторского права. Поэтому я всегда рекомендую своим доверителям сразу накладывать на свое произведение три правовых режима».

Российский рынок промышленного дизайна обладает солидным потенциалом, для реализации которого необходимо формирование и развитие экосистемы, способной объединить всех участников рынка и эффективно функционировать в цифровой среде. Для работы с правами на произведения дизайнеру необходимы цифровые инструменты, которые будут понятны автору без юридического образования, считает управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина:

«Как появляется объект промдизайна? Сначала это просто картинка, авторство которой нужно подтвердить. Раньше для этого ходили к нотариусу, а сейчас можно использовать специализированные сервисы. Один из таких сервисов — nRIS. Он предоставляет правообладателю две формы работы с объектом. Первая форма — открытое депонирование, когда автор положил объект в цифровую ячейку, а сервис проверил объект с точки зрения плагиата и зафиксировал его права. Вторая форма подразумевает, что доступ к объекту будет только у правообладателя. В таком случае ячейка шифруется и закрывается ключом. Запись о депонировании объекта хранится в реестре интеллектуальной собственности IPChain. Это централизованная сеть, которая позволяет хранить права на ИС, отслеживать, что с ними происходит в процессе жизненного цикла произведения. Если у вас возникает спор по объекту, Суд по интеллектуальным правам имеет доступ в IPChain и может подтвердить всю информацию, которая записана в сети».

Инфраструктура IPChain функционирует в рамках программы «Цифровая экономика». На данный момент к ней подключено более 30 узлов, среди них Роспатент, Суд по интеллектуальным правам и крупнейшие правообладатели. В сети уже проведено более 5 млн транзакций.

Следующий шаг после фиксации авторства — монетизация дизайнерского произведения, которая осуществляется в цифровой среде, добавила Валерия Брусникина:

«Для этого есть сервисы, такие как IPEX — он позволяет искать покупателей, продавать, отчуждать, заключать лицензионные договоры. При этом мы можем говорить о сделках только с проверенными с точки зрения прав объектами. Это позволяет обеим сторонам снизить транзакционные издержки сделки. Замечу, что объект промдизайна может стать средством индивидуализации товарных знаков, и в этом случае мы можем получить правовую охрану через такие сервисы, как “ОнлайнПатент”, который работает для всех юрисдикций. Таким образом автор расширяет границы монетизации: он может заключать сделки, пользуясь авторским правом и правом на товарный знак».

Сервисы позволяют сделать объект промдизайна коммерческим активом компании или индивидуального предпринимателя. Для повышения дохода на рынке необходимы денежные инвестиции, которые можно получить в банке либо на краудлендинговой платформе.

Примером такого сервиса служит платформа Co-Fi, которая позволяет получить займ под залог интеллектуальной собственности. Если объект успешно вышел на рынок, то появляется риск его незаконного использования в цифровой среде. Антипиратские сервисы осуществляют поиск и удаление незаконно размещенного контента в интернете. Одной из таких систем является n’RISAntipiracy, которая работает с картинками, аудиовизуальными объектами и товарными знаками. По словам Валерии Брусникиной, система позволяет найти, проверить каждую ссылку, наличие там объекта, сформулировать претензию и проконтролировать, был ли удален данный объект.

Для защиты и коммерциализации объектов промышленного дизайна и решения проблем в этой сфере необходимы инновационные инструменты, которые повысят конкурентоспособность и рентабельность продукта, а также предоставят производителю необходимый объем интеллектуальных прав для успешного оборота товара и грамотного юридического сопровождения дизайнерской работы и бизнеса.

Автор: Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник

Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...